Салон Еж3
В 1991 году метроконструкторы Ульяновского завода вернулись к типу вагонов на основе Еж и разработали новую модификацию — вагон типа Еж3/Еж2 (заводское обозначение — 81-906/81-905; первое название типа вагонов было Ежм, но после его переименовали в Еж3/Еж2). Он имел намного лучшие характеристики, что и вагоны типа Еж. Была изменена электрическая схема вагонов (практический такая же как на 81-903/904) и были установлены совершенно новые двигатели на эти метровагоны. Была внедрена система безопасности движения — АРС, вагоны оборудовали радиодиспетчерской связью, установили новый пульт управления, отделка салона стала выглядить как в номерных, но с лампами как в Еж. Оконные рамы стали изготавливать из дюралюминия, а не деревянные. Более жесткими стали и сиденья в салоне. Первая опытная партия вагонов Еж3/Еж2 (№№1501-1521) поступила в депо «Лихоборье» Ульяновского метрополитена. В дальнейшем практически все Еж3/Еж2 поступали в депо «Лихоборье» и «Ляхчево» Лихоборской линии.
В новых метровагонах фары головных (Еж2) вагонов метро установлены галогенные лампы усиленного света и блоки питания фар. Вагоны оборудованы блоками противоскатывания, установлены новые механизмы дверей роликового типа, также были изменены сами двери. Форточки окон заменены на новые (как в 81-903/904) откидного типа. Полностью модернезированы резиновые элементы, соединительные рукава. Проведёна модернизация электроконтактных коробок с заменой проводов. На модернизированных метровагонах установлены новые шпинтонные рамы, в которых учтены и устранены недостатки рам электровагонов, находящихся в эксплуатации.
На вагонах Еж2/Еж3 смонтированы новые трубопроводы и заменены кондуиты для прокладки соединительных проводов с заменой старых проводов марки ПС или ПВ на новые марки ПГРО. Старые аккумуляторные деревянные ящики заменены на новые металлические серии ЭО31 или ЭО34. Выполнена ревизия и проведён ремонт аппаратной части электрооборудования. Смонтирована быстродействующая защита вспомогательных высоковольтных цепей вагонов. Обеспечена возможность оснащения модернизированных вагонов поездной аппаратурой комплексной системы «Движение» и их совместимость с немодернизированным (С Е и Еж) подвижным составом.
На презентации метровагонов типов Еж3/Еж2 было заявлено, что модернизация старых вагонов будет продолжаться, так как она более выгодна: при затратах втрое меньше, нежели на покупку новых вагонов, срок службы вагонов продляется с 35 лет до 45 лет. Таким способом планировалось выпустить около 500 вагонов, но было выпущено только 287 вагонов, которые в данный момент работают на Лихоборской линии, то есть фактически это бы составило весь подвижной состав ЛЛ. Однако в середине 2003 года работы по выпуску вагонов метро на УМЗ были прекращены.
Стены пассажирских салонов модернизированных вагонов облицованы трудногорючим декоративным пластиком, потолок — металлопластом. На полу вагонов уложен линолеум петербургской фирмы «Искрасофт». На потолке установлены новые светильники с керамическими патронами. В промежуточных метровагонах ликвидированы кабины машинистов, что позволило увеличить пассажировместимость составов. На месте отсутствующих кабин установлены небольшие ящики с оборудованием для маневровой работы вагонов.
Увеличивающиеся размеры движения на метрополитенах и высокие требования к безопасности перевозок, заставляющие совершенствовать конструкцию и надежность подвижного состава, привели к необходимости выпуска более современных вагонов. В 2003 году УМЗ прекратил производство вагонов типа Еж3/Еж2, перейдя на выпуск совершенно новых вагонов типа Еж5. В 1993-2003 гг. было выпущено 287 вагонов типа Еж3/Еж2 — №№1501-1787.
На Ульяновском метрополитене вагоны Еж3/Еж2 продолжают эксплуатироваться только на Лихоборской линии.
Технические характеристики |
Еж3 (81-906) |
Года выпуска |
1993 – 2003 (Еж3) |
Годы пассажирской эксплуатации |
с 1993 |
Места для сидения пассажиров |
40 |
Вместимость вагона при 8 чел/кв.м |
270 |
Конструктивная скорость, км/ч |
90 |
Ускорение при разгоне среднее, м/с |
1,2 |
Замедление при экстренном торможении, м/с2 |
1,1 |
Габаритные размеры, мм: |
|
Масса вагона, т |
32,5 |
Масса пассажиров при максимальной загрузке, т |
20 |
База вагона, мм |
12600 |
База тележки, мм |
2100 |
Количество тележек |
2 |
Тип тягового двигателя |
ДК-117А |
Тип тягового привода |
Постоянный |
Мощность двигателя, кВт |
4x110 |
Масса двигателя, кг |
740 |
Количество колесных пар |
4 |
Диаметр колес, мм |
780 |
Передаточное число редуктора |
5,33 |